Энциклопедия военных автомобилей

Дороги победы

Окончилась Великая Отечественная война. Отгремели бои. Отзвучали праздничные салюты. Машины победителей закончили свой славный боевой путь на автобанах поверженного гитлеровского рейха.

Какая это была пьянящая весна! Вдоль дорог цвели деревья, и автомобили мчались навстречу солнцу и ветру. И казалось, что даже в гудении моторов слышалась победная музыка. А на остановках водитель или кто-то из сидящих в кузове доставал видавшую виды гармошку — и не было такой силы, которая могла бы остановить пустившихся в пляс...

В те победные дни в Берлине было сделано неисчислимое множество снимков. Солдаты фотографировались на память и в одиночку, и с боевыми друзьями. Особенно часто снимались у стен рейхстага. В архиве Центрального музея Вооруженных Сил СССР хранится среди прочих и такой снимок: бойцы не позируют специально, а просто проезжают на своей трехтонке мимо рейхстага. Проезжают спокойно, не обращая на него особого внимания, как мимо чего- то уж привычного и обыденного. Такими их и запечатлел безымянный фронтовой фотограф,

Легендарный ЗИС-5 на фоне рейхстага! Снимок глубоко символичный. Ведь эти машины тоже причастны к тому, ЧТО мы дошли до фашистского логова и разгромили его. Именно на таких вот автомобилях солдаты за рулем внесли свой вклад в Великую Победу. За годы войны ими было перевезено 145 млн т военных грузов. А какой мерой измерить их мужество и героизм, их тяжелый ратный труд!

Родина по достоинству оценила подвиги воинов-автомобилистов. Пятнадцати автомобильным частям и соединениям присвоены почетные наименования. Ряд автомобильных частей получили звание гвардейских, многие отмечены правительственными наградами. Тысячи и тысячи офицеров и солдат награждены орденами и медалями. Особо отличившиеся удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

В те победные дни сорок пятого необычайно популярной стала «Песня фронтовых водителей». И были в ней такие слова:

Путь у нас к Берлину, между прочим, Был, друзья, не легок и не скор. Шли мы дни и ночи, трудно было очень, Но баранку не бросал шофер.

Каков же он был, этот путь?

В 1943—1945 гг. Красная Армия проводила широкие наступательные операции. Крупные ударные группировки войск стремительно перебрасывались на большие расстояния. В этих условиях автомобили сослужили незаменимую службу.

Объем армейских автоперевозок все возрастал. В 1943 г. он был уже вдвое больше, чем в 1942-м, а в 1944 г.— втрое. Улучшается использование автотранспорта. Увеличивается количество автомобильных частей. Только с января по июнь 1943 г. оно почти удвой лось, а к весне 1945-го увеличилось в пять раз! В конце войны войска имели 664,5 тыс. автомобилей.

...Курская дуга. Выжженные солнцем полевые дороги, простреливаемые вдоль и поперек... Бои на Украине. Форсирование холодного осеннего Днепра. Снежные метели и непролазная грязь на дорогах в районе Корсунь-Шевченковского котла. Крутые горные перевалы Карпат... Хлипкие бревенчатые гати в непроходимых болотах Белоруссии... И все это — под беспрерывной бомбежкой и обстрелом! Да, верно сказано во фронтовой песне: путь к Берлину был для шоферов не легок и не скор...

Но военные водители прошли через все это. Они проявляли высокое мужество, мастерство, солдатскую смекалку.

Шло сражение на Курской дуге. В самой середине оборонительных рубежей Центрального фронта проходила линия обороны 65-й армии генерала П.И.Батова. И как назло, пути подвоза находились в плачевном состоянии, несмотря на все усилия дорожников. Но к тылам армии тянулась железнодорожная ветка. Немцы в свое время перешили ее на более узкую западноевропейскую колею. Кое-какие вагоны сохранились, а локомотива не было ни одного. И вот тогда-то родилась мысль — использовать в этой роли наши работящие грузовики ЗИС-5. Умельцы-ремонтники посовещались, прикинули и изготовили специальные металлические колеса-бандажи ДЛ1 движения по рельсам.

Бывший начальник тыла Центрального фронта Николай Александрович Антипенко вспоминает: «На этом участке железной дороги! стали курсировать своеобразные! автопоезда: один автомобиль тащил пять-шесть вагонов, по 10— 12 т грузов в каждом. Конечно, скорость была невелика. Особенно сложно было с торможением. Даже на небольших уклонах приходилось принимать особые меры предосторожности, чтобы избежать крушения. Однако все обошлось благополучно. Работали даже как-то весело». За короткое время войска получили более 20 тыс. т необходимых военных грузов.

Война есть война. И водителям нередко приходилось самим браться за оружие и вступать в бой.

21 августа 1944 г. на одном из участков фронта в районе деревни Богачи гитлеровцы развернули наступление. На позиции нашей артиллерийской батареи двинулись вражеские танки и пехота. Бой разгорелся жестокий...

Когда водитель Филимон Иосифович Земляных в очередной раз привел свой грузовик со снарядами на батарею, то увидел, что несколько орудий разбито и почти все бойцы-артиллеристы убиты или ранены. И тогда водитель бросился к уцелевшей пушке. Первый снаряд пролетел над башней фашистского танка. Но после второго выстрела вражеская машина запылала. А боец, управляясь один на целый расчет, продолжал вести огонь прямой наводкой. И вскоре беспомощно замер на месте второй танк.

На следующий день, у деревни Крустнне, ситуация повторилась. Водителю снова пришлось стать к орудию, расчет которого вышел из строя. В итоге за три дня жарких боев Земляных лично уничтожил пять вражеских танков, вывез из-под огня четыре наши поврежденные пушки, спас двоих тяжело раненных офицеров и четверых солдат. За этот подвиг коммунист-фронтовик был удостоен высокого звании Героя Советского Союза.

Когда в июне 1945 г. на Красной площади в Москве состоялся Парад Победы, в рядах воинов-победителей, лучших из лучших, шел и водитель-артиллерист Филимон Иосифович Земляных.

Это был невиданный, незабываемый парад! И важное место на нем по праву занимали военные автомобили.

Впереди моторизованных подразделений двигались открытые командирские машины. Катились по брусчатке Красной площади низкие удлиненные ЗИС-12 со смонтированными на них прожекторами или спаренными зенитными установками. Степенно ехали трехосные ЗИС-6 со звукоулавливателями ПВО, похожими на большие граммофонные трубы.

За частями следовала могучая советская артиллерия — бог войны. Трехоски ГАЗ-AAA и «Доджи» буксировали противотанковые пушки. Орудия более крупных калибров транспортировались трехтонками и «Студебекерами». На фронтовых ЗИС-5В ехали славные десантники, и на бортах этих машин были нарисованы эмблемы крылатой гвардии — небольшие белые парашютики.

Горячими аплодисментами, возгласами восхищения встретили присутствующие реактивные установки с гвардейскими знаками на дверцах кабин — прославленные в боях «катюши» и «андрюши».

Два часа длился исторический парад. Он продемонстрировал мощь Советских Вооруженных Сил, незыблемость социалистического строя. Парад явился величественным апофеозом торжества нашего правого дела. Враг был разбит. Победа была за нами.

Однако на Дальнем Востоке оставался еще один очаг агрессии. 9 августа 1945 г. Советские Вооруженные Силы, верные союзническому долгу, повернули оружие против японских милитаристов.

К 20 августа протяженность военных дорог только на Забайкальском фронте достигла 5 тыс. км. В этих условиях важнейшую роль сыграли автомобили. В войсках их насчитывалось около 80 тыс.

Стояла необычайная жара. Перегревались моторы, плавилась кислотоупорная масса в аккумуляторах. От движения тысяч колес в воздухе стеной стояла песчаная пыль. А во время дождей мелкие речушки превращались в непроходимые грязевые потоки. Но армейские машины упорно шли вперед и вперед. Это были дороги победы.

 

 

 

Главная
Hosted by uCoz