Утро седьмого ноября 1941 г. выдалось в Москве сумрачным. Тяжелые снеговые облака нависли над домами. На ближних подступах к городу велись жестокие бои. Но как обычно в этот день, в столице нашей Родины состоялся военный парад. По Красной площади проходили войсковые части и отправлялись сразу на передовые позиции...
С этого сурового парада уходили на фронт и армейские грузовики. Маршал С. М. Буденный, принимавший парад, вспоминал: «По площади потоком прошли светло-зеленые новенькие машины, по три в ряд, на них, повернув головы в стальных касках к трибуне Мавзолея, сидели вооруженные бойцы в теплых полушубках. На других машинах — минометы, пушки, тяжелые зенитные пулеметы. Пушки—зенитные, противотанковые, полевые и в прицепе к грузовым машинам, везущим мотопехоту».
Развертывание советских автомобильных войск началось с первых дней Великой Отечественной. К 1 августа 1941 г. было вновь сформировано, а также развернуто за счет имеющихся 120 автотранспортных частей и соединений, в том числе пять автомобильных бригад.
В ходе сражений начального периода войны автотранспорт широко использовался для оперативных перевозок войск. Так, в июле 1941 г. 14-я автобригада резерва Ставки Верховного Главнокомандования перевезла шесть стрелковых дивизий из района Москвы в район Вязьмы — на расстояние до 300 км. Большую роль сыграли автомобили и для снабжения обороняющих столицу войск боеприпасами, продовольствием, горючим.
В период развернувшегося контрнаступления советских войск под Москвой автотранспорт выполнял особо ответственные задачи. Железные дороги в полосе наступления были разрушены, восстановление их было делом нескорым, и на автомобили легла основная тяжесть подвоза материальных средств войскам. Для повышения организованности перевозок транспорт стал использоваться более централизованно. В основном он сосредоточивался в армейском и фронтовом звеньях. Часть транспорта из дивизий была передана на усиление армейского. В дивизиях же вместо автотранспортной роты было оставлено по одному взводу (20 машин), а также формировался гужтранспортный батальон (562 парные повозки или столько же саней).
В середине декабря наступили сильные морозы, начались снежные заносы. В этих тяжелых условиях советские автомобили показали себя более надежными, выносливыми, неприхотливыми к топливу и обслуживанию, чем машины немецко-фашистской армии. Кроме того, автопарк Красной Армии имел высокую степень унификации автомашин — фактически он базировался на двух основных типах — ГАЗ и ЗИС, а это создавало большие преимущества при обслуживании и ремонте по сравнению с неописуемо разномастным парком вермахта.
В предвоенные годы гитлеровские вояки любили на парадах и маневрах хвастать унифицированными армейскими автомобилями: лихо мчались открытые штабные легковушки, катились трехосные грузовики с мотопехотой, солидно ползли полугусеничные транспортеры-тягачи с орудиями на прицепе...
Но всей этой техники могло хватить на оснащение лишь небольшого количества дивизий. А перестроить всю автомобильную промышленность на производство таких машин нацистам было явно Не по силам. Поэтому еще до войны был введен в действие более скромный план, названный по имени его творца, гитлеровского генерала А. Шелла. Согласно этому плану, автозаводы продолжали выпускать свои прежние коммерческие автомобили, однако количество их моделей теперь ограничивалось. Эти грузовики обозначались как тип S. Часть коммерческих грузовиков, чтобы хоть как-то повысить их проходимость, начали дооснащать приводом на переднюю ось (грузовики типа А). Так появились полноприводные сообщники у гражданских «Боргвардов», «Опелей», «Мерседесов-Бенцев» и «Бюссингов».
Однако во время войны автомобилей все равно не хватало. Поэтому для вермахта гребли под метелку все: нестандартные немецкие грузовики выпуска прошлых лет, автомобили оккупированных Австрии, Чехословакии, Франции, трофейные машины английского, советского, американского и канадского производства. Проходимость гражданских грузовиков, особенно французских, имевших кабину над двигателем и неведущую переднюю ось, была абсолютно недостаточной. Гитлеровский генерал Герман Гот, командовавший под Москвой 3-й танковой группой, сетовал: «Совершенно неудовлетворительными для условий войны на Востоке оказались наши автомобили... Машины для перевозки пехоты новых танковых дивизий, особенно 20-й, почти не годились для прохождения по дорогам Востока, ибо они были французского производства и невоенного образца... Не лучше обстояло дело и в моторизованных дивизиях».
В результате контрнаступления Красной Армии гитлеровцы понесли большие потери в автомобилях. Так, войска нашего Западного фронта только за период с 11 по 17 декабря захватили у противника 3729 автомашин, 440 мотоциклов, 48 броневиков. Войскам Юго-Западного фронта в течение 7—25 декабря достались в качестве трофеев 1479 автомобилей, 239 мотоциклов, 7 бронемашин; кроме того, 2678 авто и 8 броневиков были уничтожены. Бойцы Калининского фронта с 28 декабря по 3 января отбили у врага 929 автомобилей и 636 мотоциклов, а также тягачи и тракторы.
Всего в битве под Москвой гитлеровские войска потеряли более 15 тыс. автомобилей. Этот собранный со всего мира металлолом, ржавеющий на обочинах дорог, застрявший в снежных полях, затерявшийся в лесах, лучше всяких слов свидетельствовал о крахе гитлеровского блицкрига, о мощи Красной Армии, отстоявшей Москву.