Этот автомобиль является трехосным вариантом полуторки. В нашей стране работы над такой машиной проводились в НАМИ с 1929 года.
Как результат этих работ уже в следующем году появился трехосный автомобиль Форд-АА-НАМИ (его создали на базе американской полуторки и построили на заводе «Спартак» в Москве). Окончательный вариант советской трехоски был отработан к 1933 году и прошел испытания в пробеге Москва — Каракумы — Москва
Трехосный автомобиль создан на базе 1,5-тонного грузовика ГАЗ-АА (ГАЗ-ММ). Его предшественниками были опытные автомобили «Форд-НАТИ-30» и «Форд-НАТИ-ЗОК», построенные На Горьковском автозаводе в 1932 г. Первый из них имел червячный привод ведущих мостов, второй — шестеренчатый (конические шестерни со спиральным зубом). При сравнительных испытаниях лучше показал себя грузовик «Форд-НАТИ-30».
В начале 30-х гг. в Особом техническом бюро (ОТБ ОГПУ) был построен опытный трехосный автомобиль «Форд-АА ОТБ». Он имел главную передачу шестеренчатого типа. Во время пробных пробегов эта модель не уступала зарубежным образцам.
В 1934 г. началось серийное производство трехосных автомобилей ГАЗ-30, более позднее па-звание ГАЗ-AAA, с червячным приводом. В трансмиссии имелся двухступенчатый демультипликатор. На грузовике устанавливался сначала двигатель ГАЗ-АА, а с 1937 г.— более мощный ГАЗ-ММ. В 1941—1943 гг. трехоска, как и базовый грузовик, выпускалась в упрощенном варианте (Г-образные крылья, измененная кабина и т. д.); по бокам капота крепились запасные колеса. Всего выпущено 37 373 автомобиля.
На базе ГАЗ-AAA выпускались бронеавтомобили БА-6 и БА-10 с 45-мм пушкой и первая в нашей стране серийная радиолокационная станция РУС-2, самоходные артиллерийские установки СУ-12, передвижные радиостанции, походные мастерские, топливозаправщики и другие специальные машины.
Колесная формула 6X4
Снаряженная масса, кг 2475
Грузоподъемность, кг:
по шоссе 2000
по грунту 1500
Максимальная скорость, км/ч 65
Запас хода, км 370
Габариты, мм:
длина 5335
ширина 2040
высота 1970
Дорожный просвет, мм 232
Мощность двигателя, л. с. (об/мин)
42 (2600) с 1937 г. 50(2800)
Двигатель — карбюраторный, жидкостного охлаждения
Число цилиндров—4
Рабочий объем — 3285 см³